Саржевое переплетение полотна: виды, свойства ассортимент

Время чтения: 8 минут

Вторым по распространённости видом ткацких переплетений после полотняного является саржевое переплетение, которое прежде всего отличается меньшим количеством пересечений основы и утка. Основные и уточные нити перекрывают больше, чем одну противоположную, пересечение нитей происходит со сдвигом (1 через 2 или 3), поэтому на поверхности образуется диагональный узор из рубчиков (бугорков). Саржевое переплетение обозначают дробью, в числителе которой — количество основный перекрытий, а в знаменателе — уточных.

Саржа — это тип текстильного плетения с рисунком из диагональных параллельных ребер. Его можно определить по наличию выраженных диагональных линий, которые проходят по ширине ткани. Оно имеет высокую устойчивость к разрыву, потому что имеет меньше переплетения пряжи на область, следовательно, большую степень внутренней мобильности. Кроме того, при натяжении ткани, нагрузка падает на две нити сразу.

Введение

саржевое переплетение

Саржевое переплетение имеет широкое применение. Оно может быть создано различными способами. Главной особенностью, отличающей его от других типов, является наличие выраженных диагональных линий, которые проходят по ширине ткани.

Основные характеристики:

  • Оно образует диагональные линии от одной стороны к другой.
  • Больше нитей на единицу площади, чем в обычной ткани.
  • Меньше переплетающихся точек, чем в обычной ткани.
  • Лучшее покрытие, чем в обычном переплетении.
  • Больше толщины и массы ткани на единицу площади.

Классификация

саржа

Саржевые переплетения производятся в самых разных формах. Однако в широком смысле они разделяются на такие категории:

  • Обычные или непрерывные;
  • Зигзагообразные, заостренные или волнистые;
  • Производные саржи, такие как атласные/сатиновые плетения и косой репс;
  • Комбинированное;
  • Плетение «елочка»;
  • Фигурные и другие родственные.

Вышеупомянутые типы далее подразделяются на:

  • Основную саржу;
  • Уточно-настилочную;
  • Основную и уточно-настилочную;
  • Непрерывную.

схема саржевого переплетения

  • Основное саржевое плетение. В этих типах основная нить проходит по нескольким уточным нитям подряд, за исключением одной. Минимальный требуемый размер повторения составляет 3. Примеры основного плетения — 2/1, 3/1, 4/1, 5/1 и т. д.
  • Уточно-настилочное. Эта саржа является противоположной предыдущей. В этих переплетениях уток проходит над основной несколько раз подряд, кроме одной. Примеры — 1/2, 1/3, 1/4, 1/5 и т. д.
  • Равновесная и неравновесная саржа. В этих типах основные и уточные нити могут быть равными или неравными. Другими словами, саржа может быть одно- или двухсторонней. Соответственно этому, ее называют равновесным и неравновесным. Примеры: 2/2, 3/3, 4/4, 5/5 и т. д. Примеры неравновесных: 2/3, 4/2, 5/3 и т. д.

Виды

схема плетения нитейСуществует две группы саржи:

  • Разносторонняя, когда лицевая и изнаночная стороны различаются. Происходит это из-за того, что уточные или основные нити образуют длинные перекрытия с одной стороны, а с другой стороны видна только одна противоположная нить.
  • Равносторонняя, когда обе стороны полотна одинаковы. В таком полотне нет уточного или основного эффекта, сверху и снизу перекрытия равны.

Диагональный рубчик обычно идёт по направлению вверх и слева направо. Когда направление рубчика сверху вниз и справа налево, переплетение называют обратным саржевым.

схема саржи 3/1

Саржа основная: а) – рисунок и б) — схема саржи 3/1

  • Основная и уточная нити. В этих саржах нити основы и утка могут быть равными или неравными, а также один из типов может преобладать. Некоторые примеры показаны на рис. 4.4 A, B и C соответственно.
  • Угол саржи. Это угол между диагональной саржевой линией и воображаемой горизонтальной линией или осью, параллельной утку. Этот угол зависит от соотношения между основой и утком в ткани. Когда основа равна утку, угол будет составлять 45°. Когда основа превышает уток, угол будет тупым, т.е. >45°. Когда уток превышает основу, угол саржи будет острый, т.е. <45°.
  • Применение. Саржевое переплетение имеет широкий спектр применений, таких как тиковая ткань, хаки, джинсовая ткань, одеяла, рубашки, занавески и мягкая мебель.
  • схема саржи 1/2

    Саржа уточная: а) – рисунок и б) – схема саржи 1/2

  • Рельеф. Важным фактором, влияющим на рельефность саржи, является направление поворотов пряжи. Когда направление скручивания пряжи совпадает с направлением саржи, рельефность уменьшается, а когда направление скручивания пряжи противоположно направлению, рельефность увеличивается. Другими словами, Z-образное скручивание с Z-образной саржей позволят создать меньшую рельефность.
Факторы, определяющие рельефность. Следующие факторы определяют относительную рельефность

  • Характер пряжи;
  • Характер переплетения;
  • Нити основы и утка;
  • Относительное направление кручения пряжи.
  • Характер пряжи. Тонкость пряжи и количество кручений, придаваемых ей, влияют на прочность. Грубая пряжа более низкого кручения дает больший эффект саржи по сравнению с тонкой с более высоким кручением. С другой стороны, двойные или слоистые нити оказывают более сильное влияние на саржу по сравнению с одиночными.
многорубчатая саржа

Усиленная и сложная или многорубчатая саржа

  • Характер плетения. Саржа с более длинными протягиваниями будет более заметной по сравнению с той, что будет иметь короткие протягивания. Например, саржа 3/1 будет более заметной по сравнению с 2/2. Следует отметить, что увеличение длины протягивания должно быть сбалансировано пропорциональным увеличением соответствующих нитей основы/утка.
  • Основа и уток. Рельефность пряжи пропорционально увеличивается с увеличением нитей основы и утка.
  • Относительная жесткость. Твердость плетения зависит от количества пересечений. Чем больше количество пересечений, тем сильнее жесткость. С другой стороны, чем меньше их количество, тем больше будет заполнение ткани. Это связано с увеличением протягивания нитей. Увеличение числа пересечений ограничивает плотность потока и наоборот.

характер саржевого переплетения

На рисунке показаны три случая, в которых выбрано 8 нитей повторения саржевого переплетения.

  1. показан на A, выбирается 4/4.
  2. на B, выбрана комбинация 3/2 и 1/2.
  3. на С, выбрана комбинация 3/1, 1/1 и 1/1.

Соответствующие пересечения показаны на D, E и F. Расстояние между пунктирными линиями представляет собой расстояние, равное диаметру одной нити. Можно видеть,

уровень прочности саржевого переплетения

  • что дизайн A занимает пространство из десяти нитей (D),
  • дизайн B из двенадцати (E),
  • а дизайн C из четырнадцати (F).

Можно видеть, что расстояние между 10 нитями в G более заполнено, по сравнению с интервалом в 14 в F.

Можно сделать следующий вывод о трех типах. Ткань в выше указанных случаях будет иметь:

  1. минимальный уровень жесткости и максимальное заполнение.
  2. среднюю прочность и заполнение.
  3. максимальную жесткость и минимальное заполнение.

Свойства полотен с саржевым переплетением

Основой может служить как натуральное, так и синтетическое сырьё, и свойства полотна в основном определяет именно состав волокон. Как правило, саржевые ткани получаются плотными, износостойкими, очень прочными на разрыв и мало мнутся.

разновидность простого плетения саржевое

Такой тип плетения полотна является базовым, а уже на его основе создаются новые, придающие тканям дополнительные свойства.

Ассортимент и применение

Самыми популярными тканями саржевого переплетения являются твид, деним, габардин, карбон (углеволокно).

Твид

Плотный немнущийся материал из шерстяных некрученых волокон. Может применяться также полотняное переплетение. Обычный цвет для твидовых тканей — все оттенки сухой травы, серый, чёрный, коричневый, болотный (хаки) с вкраплениями синего и красного. Рисунок может быть рубчик, клетка, «ёлочка», «гусиная лапка».

Производят твид из шерсти шотландских овец на ручных станках. Сначала ткань получается достаточно жёсткой, для придания мягкости её замачивают в мыльном растворе, а затем отбивают. Также в пряжу для твида добавляют натуральные и синтетические волокна.

показ костюмов из твидовой ткани

Ткань является универсальной, из неё производят мужские и женские пальто, пиджаки, жакеты, костюмы, головные уборы и даже обувь и сумки.

Деним

Наиболее популярная ткань для производства джинсов. Производится саржевым переплетением разных по цвету ниток: уточные неокрашенные, а основные окрашенные.

показ джинсовой одежды

Основное сырьё — хлопок. Название ткани также происходит от французского «serge de Nimes» — «саржа из Нима», так как сначала её поставляли в США из французского города Ним.
разновидности денимаДеним бывает разной плотности и толщины, от чего также зависит его цена.

  • Есть очень тонкий дешёвый деним под названием Джин (Jean), изготовленный из некрученых нитей, малой плотности.
  • Джинс (Jeans) — уже более плотная и качественная ткань, уточные нитки скручены.
  • Сейчас в деним часто добавляют эластан для придания ему большей степени растяжимости. Это Стрейч (Stretch).
  • Также существует утеплённый деним, с термо-тканью с изнаночной стороны в качестве подкладки.
  • Деним с плетением «елочкой» называют Ломаной саржей (Serge). Из такого были изготовлены первые джинсы Wrangler.
  • Самым прочными и дорогими являются Деним (Denim) и Селвидж (Selvedge).
Из денима шьют джинсы, костюмы, куртки и все виды защитной одежды.

Карбон

Сверхпрочный углепластик, производится из графитовых и резиновых нитей методом саржевого переплетеия. По весу в несколько раз легче стали, по прочности не уступает металлам.

углеводородна ткань саржевого плетения

Обладает хорошими теплоизоляционными свойствами, устойчив к коррозии. Используется в различных отраслях промышленности.

Габардин

использование габардина для пошива одждыКлассическим сырьём являются тонкие нити шерсти мериноса. Саржевое переплетение даёт мелкий диагональный рубчик под углом 60-70 градусов.

Ткань получается мягкой, тонкой, очень прочной и стойкой к сминанию. Из габардина изготавливают верхнюю одежду: мужские и женские куртки, пальто, тренчи. Для защиты от внешнего воздействия габардин пропитывают специальными влагостойкими составами.

Также для производства габардина может использоваться шёлк, хлопок и синтетические волокна.

При покупке саржи необходимо тщательно изучать состав сырья, которое использовали при производстве, так как от этого будут зависеть многие характеристики материала и готового изделия.
Все саржевые ткани обладают хорошими эксплуатационными свойствами и имеют привлекательный внешний вид.

   

© 2021 textiletrend.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.