Русский сарафан, индийское сари, японское кимоно. Каждое из этих произведений искусства объединяет таинственное, далекое, тонкое художественное ремесло – роспись по тканевым волокнам. Разные эпохи, страны предлагали свое видение нанесения рисунка на ткани. Батик, каламкари, мехенди – техники создания художественных шедевров на полотне.
Сквозь столетия
Впервые техника ручной росписи по текстилю появилась много лет назад на территории могучей и совершенной Индонезии. Батик – древнее искусство, его боготворили тогда и ценят сегодня. Современность ассоциирует и вкладывает в данное понятие несколько смыслов: и технология ручной росписи по ткани, и один из видов классических индонезийских полотен.
В своем становлении технология батик прошла множество преобразований, ее совершенствуют и усложняют и сегодня на разных уголках планеты, но в сознании большинства ценителей роскошного текстиля остается факт, что батик связан именно с островами Индонезии. Технологичность процесса значительно отличается от первоначальных рецептур. Неизменными остаются два вещества – воск и вода.
Капля воска
Батик…Почему именно такое название подарили искусству росписи по ткани? Следует обратиться к переводу, который и открывает все тайны волшебного слова. «Капля воска» — точный перевод слова с индонезийского языка, который и описывает сущность процесса древнего ремесла.
Ткань для нанесения узоров
Считается, что эта технология совместима лишь с тканями, изготовленными из натурального шелка:
- воздушный шифон;
- нежная вуаль;
- роскошный креп-жоржет;
- легкий крепдешин.
Процесс нанесения рисунка на шелковую основу
- Современная техника построена на использовании в качестве раствора, блокирующего попадание краски на шелковую или хлопчатобумажную ткань, резервирующий раствор, состоящий из клея (наиболее подходящим считается резиновый), парафина и растворителя (можно воспользоваться доступным бензином).
- Полученным раствором обрабатывают контур узора на шелке. Помните, что рисунок обязательно должен иметь замкнутую линию.
- Роспись по ткани проводят, используя специальными трубочками из стекла.
- Места рисунка, не выходящие за рамки обработанного контура, покрывают красками.
- Цвета для создания рисунка могут быть самых разнообразных цветов, тонов и оттенков.
- Если алгоритм нанесения рисунка был проведен последовательно, то на шелке или хлопке можно увидеть разноцветный рисунок с белым контуром.
- Если в резервирующий раствор добавить пигменты, можно получать орнаменты с цветным очертанием.
- Нанесенный узор должен высохнуть.
- На дно емкости с водой (воды должно быть немного) помещают текстиль с узором, предварительно завернув его в бумагу и свернув в кольцо.
- Рисунок кипятят на протяжении четверти часа.
- Краски фиксируются на текстильном полотне. Они получаются насыщенными.
- После такой процедуры роспись устойчива к потере цвета и к влаге.
- Шелковую ткань з узором достают из кастрюли и промывают под проточной холодной водой до тех пор, пока краситель не исчезнет с полотна.
- Изделие сушат и гладят (только пока ткань влажная)
Нанесение рисунка штампами
Быстро разлетелся опыт индонезийских ремесленников по миру. В Индии мастера росписи также открыли для себя колоссальные возможности технологии «каламкари». Именно так индийские творцы росписи по ткани называли ранее известный нам «батик».
Ткань, полученная с применений данного метода окрашивания, отличается от других своей возможностью «поражать» человеческий взор, «вдохновлять» сознание великолепием, богатством и оригинальностью декора, многоцветием, насыщенностью и яркостью красок.
Изначально, роспись по ткани ремесленники выполняли специальными ручками из бамбука, которые предварительно наполняли органическими красками. Быстрыми движениями руки мастер создавал лишь очертания будущего индийского узора. Для контура преимущественно использовали классический черный цвет, а вот сам узор украшали, используя традиционные цвета красок.
«Каламкари» — усовершенствованный «батик». Уже спустя несколько лет процесс декорирования (окрашивания) текстильных полотен осуществляется с помощью деревянных штампов специального предназначения. На ткани рождается очертание будущего узора, который после мастер расписывали, используя перо и тонкость нанесения . От качества дерева, использовавшегося для получения штампов, зависела тонкость процесса нанесения рисунка. Достаточно ценной считалась породистая целлюлоза.
Современное звучание технологии, основанной на затруднении доступа красителя к ткани, весьма многообразно. Индонезийский «батик» или индийский «каламкари» — разные названия одной и той же техники.
Технология производства
- Нанесение на тканевое полотно рисунка в черных цветах. Для этого вручную прикладывают штампы на полотна текстиля. Количество таких прикладываний достигает десятки раз.
- После высыхания черных узоров на ткани, ее «раскрашивают» штампами. Чтобы орнамент выглядел целостно и аккуратно, следует соблюдать главные линии узора. Для окрашивания рекомендуют использовать классические тона и оттенки.
Текстиль – основа для методики
Учитывая факт, что технике не одно столетие, можно предположить, что для создания текстильных шедевров использовались природные ткани.
Мастера-ремесленники рекомендуют для создания качественных и долговечных рисунков использовать натуральные полотна, например,
- хлопок;
- лен.
Лахерия
Индия – мать искусства и дочь красоты. Она подарила человечеству еще одну, не менее интересную технологию – «лахерия», которая и по сей день является настоящим произведением искусства.
Сущность метода заключается в простых действиях:
- ткань свивают жгутом, а после плотно фиксируют (обматывают) те места на полотне, где планируется создать полосы;
- полученную конструкцию опускают в краску;
- в результате технологичного процесса «лахерия» в местах, закрытых с помощью свивания жгута, остаются неокрашенные участки ткани, и рисунок получается необыкновенно красивым.
Культурное наследие Индии
Роспись тела узорами их хны называется техникой «мехенди». Но очень часто данную технику используют для окрашивания тканей. Единственное ограничение – окрашенный текстиль не должен иметь контакт с влагой, так как хна неустойчивый растительный пигмент. Поэтому, данная технология отлично подходит для создания индийских панно, украшений для жилища, элементов празднований и церемоний.
Исторически сложилось, что техника «мехенди» может быть исполнена в четырех стилях:
- арабский (отсутствует четкая схема нанесения, преобладают преимущественно растительные орнаменты);
- африканский (используют этно-узоры. Наиболее популярные элементы афро-узоров – это геометрические фигуры;
- индийский стиль – один из самых сложных. Занимает всегда большую территорию и предполагает сложный рисунок, в основе которого чаще изображен слон или индийские символы плодородия;
- европейский. Инновационные подходы к формированию рисунка объединяют разнообразные восточные элементы в одно целое.
Наиболее популярным считается цветочный принт (не имеет ограничений по нанесению и специально разработанных схем). Это может быть элемент восточной живописи или узор, напоминающий арабскую вышивку.
Секреты техники «мехенди»:
- успешная роспись «мехенди» напрямую зависит от правильно приготовленной смеси для нанесения рисунка;
- основной компонент красящего раствора – хна (доступное средство). Альтернативой хне может стать басма или раствор йода.
В большинстве случаев, «мехенди» используют как средство украшения тела, но нет пределу совершенства, когда натуральные ткани принимают на себя элементы узоров из техники.
© 2017 textiletrend.ru
Обсуждение